вторник, 3 апреля 2012 г.

Как построить организационную систему: три работающих метода


Существует два типа людей: те, кто делит всё на типы, и тех, кто не делает этого )
Существует, на мой взгляд, три метода построения всего чего угодно.  Но в моем случае речь больше про построение работы отдела или компании – одним словом, системы.  Поэтому примеры будут из этой области строительства )


1. Построение с нуля. Идеальный вариант! Вы сами решаете, какую хотите строить систему, как будете ее строить и с кем. Набираете и учите под создающуюся систему сотрудников, создаете и отлаживаете процессы.

Здесь только одна сложность: перед началом строительства убедитесь, что согласовали ваши планы с начальником стройки, и, например, ваш новый отдел впишется в существующую компанию, а построенная вами новая компания впишется в планы владельцев. Ну а если вы  самостоятельный бизнесмен, то стройте на своей лужайке вообще что хотите )) Мечта!

Но как и все идеальные варианты,  возможность построить что-то с нуля встречается очень редко ) Гораздо чаще вы приходите к уже готовому и вам надо что-то срочно с этим делать это привести в порядок и перестроить. И вот тут есть еще два метода.

2. «Мы наш, мы новый мир построим». На первый взгляд, ничем не отличается от первого варианта: делов-то - снести все и построить заново. Но обычно выходит, что так вот прямо сразу все снести не дадут. Что ж, будем сносить по частям. Что тут у нас плохо работает? И полетели головы, и посыпались процессы, снизился сервис, упали продажи…

Прибегая к этому способу, в принципе, тоже можно достичь успеха: запастись мужеством и терпением, и планомерно внедрять задуманные ранее изменения, до тех пор пока ситуация не выправится.

Беда в том, что обычно к этому подходу прибегают под давлением обстоятельств, а чаще руководства, которое хочет видеть результат как можно скорее.  И еще, конечно, стремления проявить себя как можно быстрее во всей красе. Поэтому вместо взвешенного плана действий и продуманных изменений, первые шаги сводятся к тактике «с шашкой наголо»: видим недостаток в работе, с энтузиазмом бросаемся на него, забыв уделить время выяснению причин появления ошибок.

В итоге, оказавшись у разбитого или сильно поломанного «корыта», менеджер теряет почву под ногами и не готов внятно объяснить, что он «наделал» и чего хотел этим добиться. А руководство делает выводы о том, что сотрудник некомпетентен. Сотрудника меняют, и начинай сначала…

3. «Посмотрим, что тут у нас». Гораздо практичнее и эффективнее, на мой взгляд, «медицинский» подход: тщательный анализ оперативных показателей и существующей системы, без активного вмешательства в операционный процесс. И только после того, как выявлены основные проблемы и установлены возможные причины сбоев, можно резать приступать к выработке основной стратегии развития и изменений.

На одном из моих прошлых мест работы, генеральный директор, после череды неудач и проблем с «голошашечными» менеджерами (среди которых, чего уж скрывать, была и я) ввел правило: первый месяц вновь принятый на работу менеджер не высказывает никаких мнений, не вносит никаких ошеломляющих рацпредложений, не изобличает систему и вообще ведет себя тихо и спокойно. И только потом он имеет право изложить свое мнение о происходящем, желательно сначала тет-а-тет с руководителем.

Вполне разумно: в небольшой компании месяца обычно хватает времени разобраться более-менее в работе, и понять, что не все так просто и если система сложилась так, то тому есть причины. И работать надо с причинами, а не с их следствием.

Не буду сейчас рассказывать о том, как провести анализ и привести его к плану действий – это отдельная тема.  Обращу ваше внимание только на то, что обязательно нужно согласовать ваши планы с руководством и заручиться их поддержкой на тот период, пока вы будете валять дурака заниматься анализом.  В конце концов, к чему паника?  компания работала без вас некоторое время, так что, скорее всего, сможет проработать без вашего непосредственного вмешательства и еще какое-то время ;) Определите вместе время вашего возможного невмешательства (чем крупнее система,  тем больше нужно времени) и вперед - изучать, размышлять, понимать.

И главное помните о том, что ваша цель: построить работающую, саморазвивающуюся систему, которая будет долго приносить радость владельцам, сотрудникам и клиентам. И это бизнес – такой, каким он должен быть!

Комментариев нет:

Отправить комментарий