воскресенье, 28 августа 2011 г.

Конфликт: Несколько правил, которые полезно знать, чтобы разрешить конфликт


В последнее время в нашем еще молодом коллективе начали зарождаться конфликты. В попытках разобраться, что такое конфликт в коллективе, и как его можно решить мирным путем и как помочь сотрудникам и в дальнешем эффективно разрешать конфликты, и родился данный текст. Я не претендую на истину в последней инстанции и буду рада вашим возражениям и замечаниям.  
     
1. Самое главное: В конфликте всегда виноваты все стороны.
В следующий раз, когда вы поймете, что оказались в центре конфликта, задайте себе вопрос: что вы сделали не так? Какие ваши действия или какое бездействие привело к конфликту? Сказали что-то не то, не подумав. Отреагировали на чье-то замечание слишком резко? Не помогли, вовремя не предложили помощь? Обидели кого-то сгоряча и вовремя не извинились? Не пропустили мимо ушей слова уставшего коллеги? Поддались на провокацию?
Проявляйте эмпатию. Подумайте о чувствах и мыслях другого человека, поставьте себя на его место. Эмпатия – это то, что отличает людей от животных. Эмпатия - это способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. (Философский энциклопедический словарь. 2010)

2. Конфликт нельзя погасить, но его можно разрешить
Силовые методы погашения конфликта (руководством, армией и войсками :)) не приводят к его устранению. Конфликт можно разрешить, только выявив его причину и выработав совместные действия по ее устранению.

3. Мирное разрешение конфликта – выигрыш обеих сторон
В войнах и конфликтах люди и человечество теряют слишком много сил, времени и денег, которые они могли бы потратить на свое развитие.

4. Конфликт можно разрешить только при желании и участии обеих сторон
Для того, чтобы конфликт угас, необходимо, чтобы обе стороны захотели этого.

5. Никогда не поздно разрешить конфликт, но лучше сделать это как можно раньше
Конфликт имеет свойство разгораться, втягивая в себя все больше людей. Возникают новые конфликты. Да и спорящим сторонам все труднее признать свою неправоту на глазах у стольких людей.
Поэтому участникам лучше сразу поговорить друг с другом и обсудить причину конфликта и ее последствия, а также наметить пути выхода из данной ситуации.
Совет тем, кого пытаются втянуть в конфликт других людей: посоветуйте им сразу разрешить этот конфликт между собой. Например: «Катя, а ты уже поговорила с Аней по этому поводу? Почему она поступила именно так? Я рекомендую тебе сначала спокойно поговорить с ней и разобраться, что вам в дальнейшем делать в таких ситуациях».

6. Лучший способ разрешить конфликт – это не начинать его.
Мы все люди. И мы работаем с людьми. Все бывают уставшими и злыми. У каждого бывает неудачный день.
Если вы знаете про себя, что у вас такой день, во-первых, постарайтесь сдерживать свои эмоции. Во-вторых, будьте честны с коллегами: скажите им о том, что вас лучше не трогать сегодня, или что вас лучше не ставить на какие-то процедуры.
Если вы видите, что ваш коллега расстроен, в плохом настроении – будьте терпеливы и помогите ему: поддержите добрым словом, налейте чая или просто оставьте его ненадолго в покое. Если он резок и груб – не поддавайтесь на провокации, пропустите мимо ушей. Но обязательно поговорите с ним об этом позже, в спокойном и доборожелательном тоне: «Катя, вчера когда ты мне сказала то-то и то-то, я почувствовала обиду. Я уверена, что ты это не специально. Я понимаю, что в этот день ты была сама не своя из-за проблем с гостем. Я знаю, что также была неправа, что пошутила на эту тему. Я прошу прощения и я тебя очень прошу, в следующий раз просто постарайся выразить то, что тебе это не нравится, как-то по-другому. А я обещаю больше не подшучивать надо твоими проблемами.»

Золотое правило: Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе

7. Спор рождает истину, ссора – конфликт.
Чем спор отличается от ссоры:
а) Аргументацией: в споре используются факты о предмете спора, а в ссоре – факты о ссорящихся
Например: «Я полагаю, что лучше делать так-то и так-то, потому что это нам поможет сделать это быстрее и затратить меньше сил.»  Или «Я сказал, что это надо сделать так, и не спорь со мной -  я тут работаю дольше всех.»
б) Мотивацией: у сторон в споре преобладает желание найти правильное решение, у ссорящихся – «победить»
в)  Уважением к другой стороне. Спор – это разговор двух равных. Ссора – это встреча двух неудачников. Уважение – это базис нормальных взаимоотношений.

8. Сотрудничество всегда выгоднее, чем соперничество
Это подтверждается феноменом человеческого развития: как только люди перестают воевать и объединяют свои усилия – они выигрывают вдвойне.
Правило 1+1=3: Эффективность объединенных сил растёт в геометрической, а не линейной последовательности.  Эффективность группы людей всегда выше, чем у суммы индивидуальностей.

  
Основные шаги по разрешению конфликта:
Вовремя распознать конфликт
Захотеть разрешить его
Выслушать другую сторону, понять ее позицию
Извиниться за свои некорректные действия
Обсудить и принять решение, как разрешить конфликт к удовольствию обеих сторон
Принять «правила игры», которые помогут избежать данного конфликта в будущем


Комментариев нет:

Отправить комментарий